За полноправное участие женщин в урегулировании конфликтов и миротворчестве

По инициативе Kvinna till Kvinna

ДР Конго

Конфликт

Демократическая Республика Конго (ДРК), бывшая бельгийская колония, получила независимость в 1960 году. В течение 32 лет у власти находился Мобуту Сесе Секо, который  был свержен при поддержке правительств Руанды и Уганды  в 1997 году. Его место занял Лоран-Дезире Кабила.

Демократическая Республика Конго
Население: 64 204 000
Средняя продолжительность жизни: 48 лет
Детская смернтость
: 113/1000
Уровень грамотности: среди женщин 56,1 %, мужчин 77,5 %

Статистика ЮНЕСКО 2009

В 1998 разгорелся второй вооружённый конфликт между лояльными режиму Кабила войсками и повстанческими вооружёнными формированиями, поддерживаемыми правительствами Руанды и Уганды. Войска Анголы, Чада, Намибии, Судана и Зимбабве вмешались, чтобы поддержать режим Кабила. Договор о прекращении огня был подписан в 1999 году, но отдельные перестрелки продолжались.
Лоран-Дезире Кабила был убит в 2001, его место на посту президента занял сын Жозеф Кабила. После снятия оккупации Восточного Конго  иностранными войсками  в 2002 году и подписания всеми воюющими сторонами мирного соглашения в Претории, в 2003 году было назначено переходное правительство.  Новая конституция была принята в 2005 году, были проведены выборы, и инаугурация Жозеф Кабила на пост президента состоялась в 2006 г. Общая ситуация с точки зрения безопасности с тех пор улучшилась, не смотря на нестабильность в провинциях Киву в восточной части страны. В 1999 году в ДР Конго была развёрнута миротворческая миссия ООН МООНДРК  / МООНДСРК , которая и по сей день не покинула страну.  По данным Международного Комитета Спасения более 5 миллионов человек погибли с начала вооружённого конфликта 1998 года, большинство от голода и недостатка медицинского обслуживания.

Участие женщин в миротворческих процессах

В предотвращении и урегулировании конфликта как на локальном, так и на национальном уровне участвовали много конголезских женских организаций. Женщины принимали участие в официальных форумах, каким был, например, Межконголезский диалог, приведший к подписанию мирного соглашения в Претории. Во время этих переговоров женщинам-делегаткам, вошедшим и в Женский кокус, удалось – кроме всего прочего – включить в текст соглашения формулировки о прекращении насилия в отношении женщин. Однако, в последних мирных переговорах в Гома, регион Киву, в 2008 году, только 5% участников были женщины.

Как повлиял конфликт на положение женщин?

Изнасилование как тактика ведения боевых действий
Сексуальное насилие использовалось и до сих пор используется в качестве оружия в вооружённом конфликте в Конго, и по некоторым источникам стало более распространённым  после 2006 года. Больше всего изнасилований зафиксировано в охваченной войной провинции Северное Киву. Такую тактику ведения боевых действий используют все воюющие стороны – как государственные военнослужащие и полиция, так и бойцы повстанческих формирований.  «Нормализация» изнасилований во время боевых действий и демобилизация солдат привели к тому, что насилие распространяется и за пределы зоны конфликта.
Сколько женщин было изнасиловано во время этого конфликта неизвестно. Многие пережившие насилие живут в зоне недосягаемости, и многие боятся заявлять о случившемся из страха стигматизации, уверенности в безнаказанности насильников и мести с их стороны. К тому же нет единой инстанции, куда женщины могут обратиться с обвинением. Однако, по самым скромным оценкам экспертов, количество изнасилованных измеряется десятками и даже сотнями тысяч женщин и девочек.

Женщины-бойцы
Женщины в ДР Конго начали служить в армии ещё с 1966 года, но многие были призваны в национальную армию в конце девяностых. Были женщины и среди бойцов разных военизированных группировок, куда они попадали как добровольно, так и под принуждением. Зачастую они использовались в качестве так называемых «солдатских жён», т.е. были похищены и держались в рабских условиях.
Потребности женщин были в большой степени игнорированы при проведении в Конго Программы разоружения, демобилизации и реинтеграции, в основном из-за того, что одним из критериев участия в программе является ношение собственного оружия. Только сдав оружие, человек считается формально демобилизованным, в то время как женщины часто делили оружие с другими женщинами или сдавали его бойцам-мужчинам.

Семьи солдатов правительственной армии часто сопровождают их на линии фронта. Они берут на себя задачи логистики и обеспечивают питания, из страха потерять доход или что муж найдёт себе другую жену. Часто это имеет ужасающие гуманитарные последствия для всей семьи, связанные с постоянными переездами, недостатком продуктов питания и почти полным отсутствием гигиены, которые приводят к тяжёлым заболеваниям. Кроме этого, в военной среде  широко распространены насилие и проституция. Пути женщин и девочек в проституцию могут быть разные – некоторые из них пережили сексуальное насилие и были после этого оставлены своими семьями, некоторые женщины – бывшие бойцы, не получившие помощи через Программу РДР, у некоторых просто не осталось в живых семьи и близких. Проституция принимает разные формы -  женщины и девочки вынуждены продавать себя как за деньги, так и «по бартеру» – за продукты питания, вещи, или просто в надежде на защиту. Присутствие большого количества сотрудников международных организаций, в частности миротворческих сил МООНДРК/ МООНДСРК только подстёгивает распространение “бартерной проституции”.

Женщины в сфере принятия решений
В результате конфликта во главе огромного количества семей стали женщины, благодаря чему традиционные гендерные роли пошатнулись. И даже не смотря на это, женщины более или менее исключены из сферы принятия решений на всех уровнях общества. Доказательство тому – низкий уровень представительства женщин в различных законодательных собраниях. По результатам парламентских выборов, проведённых в ноябре 2011, женщины получили только 44 из 424 распределённых депутатских мандата (всего 500). На местном уровне  из 632 депутатов только 43, или 6,8%  – женщины. В охваченных конфликтом провинциях Киву количество женщин в локальных законодательных собраниях ещё меньше – в Северном Киву 1 из 42, и в Южном Киву 3 из 33.

For women’s full participation in conflict resolution and peacebuilding

An initiative from Kvinna till Kvinna

DR Congo

The conflict

The Democratic Republic of Congo (DRC), a former Belgian colony, gained its independence in 1960. For 32 years Colonel Mobutu was in power, but he was ousted in 1997 and Laurent Kabila seized power with the support of Rwanda and Uganda.

Democratic Republic of CongoPopulation: 64 204 000

Average lifetime: 48 years

Infant mortality rate: 113/1000

Literacy: Women 56,1 %, Men 77,5 %


UNESCO statistics 2009

In 1998 another armed conflict erupted between troops loyal to Kabila’s regime and other Congolese forces supported by Rwanda and Uganda. Troops from Angola, Chad, Namibia, the Sudan, and Zimbabwe intervened to support Kabila’s regime. A ceasefire was signed in 1999 but sporadic fighting continued.

Laurent Kabila was assassinated in 2001 and his son Joseph Kabila was named head of state. Following a negotiated withdrawal of foreign forces occupying Eastern Congo in 2002, and the signing of the Pretoria accords by all remaining warring parties, a transitional government was set up in 2003. A new constitution was approved in 2005, elections were held, and Joseph Kabila was inaugurated president in 2006. The general security situation has improved since, despite remaining insecurity mainly in the Kivu provinces in the Eastern part of the country. A UN mission, MONUC/MONUSCO, was deployed in 1999 and is still present in the DRC. According to the International Rescue Committee (IRC), more than 5 million people have died since the start of the 1998s armed conflict, the majority from starvation or lack of health care.

Women’s participation in the peace processes

In the DRC, many women’s organizations networks have been active in conflict prevention and conflict resolution on both a micro and macro level. Congolese women have been active in formal arenas like the Dialogue Inter-Congolaise 2001 that led on to the Pretoria accords. In the later the women delegates, coordinated in the network Caucus des femmes, among other things managed to get formulations on violence against women into the agreement. The recent peace negotiations in the Kivu region have however had a low representation of women. In the peace negotiations in Goma in 2008 only 5 percent of the participants were women.

How has the conflict affected women?

Sexual violence has been very common in the conflict in DRC, and it still is very common today. It has continued – some say even increased – after 2006 and always rise drastically in times of hightened insecurity and armed violence. Sexual violence is, and has been, committed by all parties: armed groups, including the various militia groups (FDLR, Mai-Mai militias, CNDP, LRA, etc), the State security forces (FARDC), and the Police National Congolaise. Gender based violence has also increased in the civil sphere due to normalization of sexual violence and the demobilization of soldiers.

There are no figures available that can assess the number of cases of rape in this conflict. Many survivors live in inaccessible areas and many are afraid to report because of the stigma and fear of revenge from the perpetrators. There is also no common coordinated reporting system. But estimates talk in numbers of tens of thousands.

Female combatants

Women in the DRC have been in the national army since 1966, but many more were recruited during the conflicts in the late 1990s. Women were also combatants, both forced and voluntary, in the various armed fractions. Often they’ve been used as so called soldiers wives, i e have been abducted by armed forces and kept under slavelike conditions.

The needs of women combatants were largely overlooked in the DDR (Disarmament, Demobilization and Reintegration) process, especially through the requirement that one must carry a gun in order to be demobilized. Women often share their weapons or hand them over to male combatants. The families of soldiers in the national army often follow them to the front line. They take care of logistics and food service, in fear of loosing income or their husband taking another wife. This often has dire humanitarian consequences for the accompanying families, due to the constant moving, the lack of food and poor hygiene facilities causing severe illnesses. Violence and prostitution is also widespread in the military communities.

In the areas of conflict in the DRC, there has also been an increase in prostitution and transactional sex. The background of the women and girls engaging in this vary. Some are survivors of sexual violence that have been abandoned (link) by their families, some have been associated with different armed groups but overseen in the DDR process and therefore have gotten no help and some have families that have been killed in the conflict, etc. The increased presence of international staff, in particular the peace-keeping troops (MONUC/MONUSCO) has also triggered an increase in survival and transactional sex – Congolese women trading their bodies for food, security or to be able to provide for their families. For more information on this see Security on whose terms?

Power and decision-making

As a consequence of the conflict female-headed households have increased, and gender roles have been shaken a bit. But even so, women are more or less excluded from decision-making on all levels in society. A statement to that fact is the very low representation of women in different legislative bodies and in senior positions. Preliminary results of the latest election to parliament, that was held in November 2011, shows that of the 424 (out of 500) seats counted so far only 44 have gone to women. Of the 632 seats in local people’s assemblies 43, or 6,8 percent, went to women. In the conflict-ridden Kivu provinces the numbers are 1 women out of 42 seats in North Kivu and 3 women out of 33 seats in South Kivu.