За полноправное участие женщин в урегулировании конфликтов и миротворчестве

По инициативе Kvinna till Kvinna

Ирак

Конфликт

Ирак
Население: 30 725 000
Средняя продолжительность жизни: 68 years
Детская смернтость: 32/1000
Уровень грамотности: среди женщин 69,9%, мужчин 86,3 %

UNESCO statistics 2009

В основе иракского конфликта тот факт, что сама по себе страна стала империалистическим творением британцев и французов, под чьим правлением находился регион после падения Оттоманской империи.  Три провинции бывшей империи – Басра, Багдад и Мосул – находились под управлением Великобритании, которая объединила их в одну страну. До этого провинции были разделены чёткими границами, и населения их были враждебно настроены друг к другу. На севере жили курды,  на центральных территориях, прилегающих к Багдаду, жили сунниты, а на юге, а самые населённые районы на юге занимали шииты. Кроме этого, этот регион населяли и много другие, более мелкие группы
Авторитарный и  милитаристский режим баасистов во главе с Саддамом Хусейном  покровительствовал меньшинству суннитов. Шииты дискриминировались и преследовались на государственном уровне, а курды рассматривались как непосредственная угроза существованию иракского государства. Во время кампании под кодовым названием “Анфаль” (1986-1989), осуществляемой на курдском севере, было приказано уничтожение всего живого. По некоторым подсчётам были убиты 182 000 человек.
В результате объявленной США в 2003 году войны против Ирака режим баасистов пал. 4,7 миллионов людей бежали или их заставили покинуть свои дома. Трения между различными этническими группами заново обострились и вылились в не прекращаемую борьбу за власть.  По разным подсчётам в войне погибло от 100 000 до 600 000 гражданских. В конце 2011 года США вывели свои войска из Ирака. После этого увеличилось количество атак повстанческих группировок

Участие женщин в миротворческих процессах
Политические группы в Ираке стали центром политических обсуждений и переговоров, в ходе которых формировался новый Ирак. Мирные переговоры и обсуждения включали все партии, но фактически исключили женщин. Соответственно диалог и повестка дня были ограничены исключительно вопросами государственной безопасности, милитаризма и определения границ. Установление мира и  безопасность на индивидуальном уровне с женской точки зрения были совершенно игнорированы, как и связь между вооружённым конфликтом и насилием на улицах, а также увеличением бытового насилия в семьях, жертвами которого становятся, как правило, женщины.

После оккупации Ирака войсками США женщины потребовали, чтобы насилие в отношении женщин было криминализировано, и чтобы были реализованы все постановления Резолюции 1325. Требования эти гражданская администрация Ирака игнорировала. Из 55 членов комитета, занимающегося написанием новой конституции Ирака, только 8 были женщинами, и только одна из них не принадлежала религиозной партии. Таким образом, интересы женщин вне религии были практически исключены из всего процесса.

Каким образом конфликт повлиял на положение женщин?
Последняя иракская конституция 2005 года гарантирует женщинам право на участие в общественной жизни, право голосовать и быть избранными и определяет женщинам минимальную квоту в 25% парламентских мандатов. В курдском парламенте  за женщинами закреплено не менее 30% мест. Тем не менее, конкуренция для женщин-политиков очень жесткая, поскольку политические партии не представляют мужчинам и женщинам равные возможности участвовать в партийной жизни. Требование лояльности к своей партии значительно усложняют женщинам сотрудничество поверх партийных границ в том, что касается отстаивания женских интересов.

Далее конституция закрепляет за мужчинами и женщинами равные права, запрещает дискриминацию по признаку пола, а также насилие в семье. Однако, в законодательстве есть значительные  противоречия в том, что касается прав женщин. Конституция даёт гражданам Ирака право выбирать между религиозными или гражданскими судами в делах по семейному праву (как например брак, развод, наследование и опекунство).  В религиозных судах положение женщины серьёзно подавляется, что на практике означает, что женщина может наследовать в два раза  меньше, чем мужчина, мужчина имеет права на многоженство, и что измена противозаконна, но только если была совершена женщиной.

И даже существующее законодательство, определяющее равную с мужчиной ценность женщины, не осуществляется в судах и не гарантируется полицией.  Поэтому женщины требуют изменения существующих и принятие новых законов, а также образовательных мер в отношении полицейских, юристов, судей и прокуроров. И параллельно с этим, нет ни одного политика, кто принимал бы положение женщин на повестку дня и требовал бы, чтобы права женщин стали приоритетом для правительства. Женские организации пытаются заполнить эти ниши, открывая  шелтеры и женские центры, предлагая, например, юридическую поддержку женщинам, пережившим насилие.

Вдовы военных и внутренне – перемещённые лица
Женские организации всё больше работают с внутренними беженцами, которых по всей стране около 1,8 миллиона человек, подавляющее большинство из них – одинокие женщины, дети и престарелые.

Эти женщины – вдовы либо разведённые – у которых, таким образом, нет родственников мужского пола и в ситуации отсутствия государственной помощи находятся в очень тяжёлом положении. На фоне проблем бедности, безработицы, недостатка жилья и доступа к медицинскому обслуживанию, многие из них становятся жертвами торговцев людьми, вынужденные работать под принуждением или подвергаются сексуальной эксплуатации.

Десятки тысяч женщин овдовели еще во время войны с Ираном в восьмидесятые. По данным иракского правительства в стране насчитывается от 900 000 до 1 000 000 вдов, в то время как пособие выплачивается только 86 000 из них, в основном тем, кто потерял своих мужей в последней войне. Сумма пособия несущественна и составляет около 80 долларов в месяц.

Положение женщин в Курдистане
Регион Курдистан имеет свою собственную конституцию и судебную систему, и курдское законодательство значительно отличается от иракского. Когда в курдском парламенте планировалось внесение поправок в закон о многожёнстве, женщины-активистки потребовали его отмены. Однако, поскольку это противоречило бы иракской конституции и законам шариата, многожёнство не отменили, а только усложнили процесс женитьбы на второй жене. В результате многие мужчины едут  за пределы южной части Курдистана, где жениться проще, а потом возвращаются.
Значительным достижением в Курдистане стал принятый  в июне 2011 года Закон о бытовом насилии. В Ираке Уголовный кодекс по-прежнему сохраняет за мужчиной право бить свою жену. Более того, в соответствии с новыми изменениями так называемые «убийства чести» наказуемы в той же степени, как и любые другие убийства.

For women’s full participation in conflict resolution and peacebuilding

An initiative from Kvinna till Kvinna

Iraq

The conflict

IraqPopulation: 30 725 000

Average lifetime: 68 years

Infant mortality rate: 32/1000

Literacy rates: Women 69,9 percent, Men 86,3 percent

 

UNESCO statistics 2009

The conflict in Iraq can be explained by the fact that the country was an imperialistic creation of the British and the French who, after the fall of the Ottoman Empire conquered regions to administer. The British took three provinces of the fallen Ottoman Empire – Basra, Baghdad, and Mosul – and welded them together into one country. The provinces had previously been divided with the populations disparate and antagonistic toward one another. In the north were the Kurds, in the central region around Baghdad were the Arab Sunnis, and in the south, and most populous region, were the Arab Shiites. There were also many other, smaller, groups populating the area.

The authoritarian and militaristic Baath regime of Saddam Hussein favored the minority Sunni group. State implemented discriminations were enforced to repress the Shiites, and the Kurds were seen as a threat to Iraq’s survival. During Al Anfal  (1986-1989), the extermination of every living thing was ordered during the attacks on the Kurdish north. An estimated 182 000 people were killed.

After the USA launched a war against Iraq in 2003, the Baath regime fell. 4,7 million people fled or were forced from their homes. Tensions between different ethnic and religious groups surfaced again and has led to an on-going fight for power. The number of documented civilian death toll from violence estimates at between 100 000 and 600 000. At the end of 2011 the US military withdrew from Iraq. Insurgency attacks have increased since the withdrawal.

Women’s participation in the peace process

The political groups in Iraq have been the centre of political discussions and negotiations in shaping the new Iraq. Peace negotiations and discussions have included all parties, but largely excluded women. Consequently the dialogue and agenda have been limited to hard security matters concerning militarism and boundaries. The peace and security perspectives of women are completely overlooked, as well as the strong connection between conflict and violence on the streets and the increased domestic violence that affect women.

After the US occupation women demanded that violence against women should be criminalized and that the UN Security Council Resolution 1325 on Women Peace and Security should be implemented. These demands were ignored by the civil administration in Iraq. Of the 55 members of the committee working with Iraq´s new constitution, 8 were women. And only one of them did not belong to a religious party. Secular women were marginalized during the whole process.

How has the conflict affected women?

The latest Iraqi constitution, from 2005, explicitly guarantees women the right to public participation, voting and running for public office and a minimum of 25 percent parliamentary seats to women. In the Kurdistan parliament the quota is 30 percent. The competition is hard for women politicians as the political parties are not providing equal opportunities for women and men to fully participate in the party life. The party loyalty makes it difficult for women to co-operate on issues of common interest across party lines.

The constitution furthermore accords equal status to men and women. It specifies that no discrimination shall be based on sex and forbids violence within the family. But there are serious contradictions in the legislation regarding women’s rights. The constitution gives Iraqi citizens the right to choose between religious or civil courts in family law disputes (for example issues regarding marriage, divorce, inheritance and child custody). And religious courts strictly discard the rights of women. This means for example that a women only gets to inherit half as much as a man, that men are allowed to marry more than one woman and that adultery is a crime when committed by women but not by men.

Existing laws that in some form state women’s equal value are not implemented by courts or enforced by the police. So women advocate for the amendment and passing of new laws and training of police, lawyers, judges and prosecutors. In parallel to this, there are no politicians who put women’s situation on the political agenda or advocate that women rights should be a government priority. Women organizations try to mend some of the gaps by setting up shelters and women’s centers and offer legal support to women who have been victims of violence etc.

War widows and internally displaced people (IDPs)

With almost 1,8 million people internally displaced across all of Iraq and the majority of the IDPs being single women, children or elderly people, women organizations work increasingly with their situation.

These women who are either widows or divorced, and hence lack male relatives, are extremely vulnerable as governmental aid is lacking. Problems of poverty, shelter, lack of health care and unemployment has resulted in them being subjets of forced labour, trafficking and sexual exploitation.

Tens of thousands of women were already widowed since the war with Iran in the 1980s. The Iraqi government estimates the current number of widows to be between 900 000 and 1 000 000. The Ministry of Social Affairs pays widow’s benefits to 86 000 women, most of whom lost their husbands in the latest war, providing minimal assistance, about $80 a month.

Women’s situation in the Kurdistan region, Iraq

With its own constitution and judiciary system the Kurdistan region, Iraq, issues its own laws that do not go hand in hand with the Iraqi constitution. When the polygamy law was to be amended in the Kurdistan region’s parliament women activists called on its abolition, however, as this would go against the Iraqi constitution and the Sharia laws, it only became stricter to marry a second wife. The result has been that men travel south of the Kurdistan region borders where it is easier to marry and then return.

Significant progress has been made in the Kurdistan region as a law against domestic violence was approved in June 2011. In Iraq the penal code still gives a husband the right to hit his wife, a paragraph that has been changed in Kurdistan region.  Furthermore in 2002 the Kurdistan region’s parliament repealed articles in the Iraqi law, making “honour” killings equally punishable as other killings.